Кому достаются ваши деньги, когда вы покупаете авиабилет? Почему у одних и тех же билетов в разных сервисах разные цены? Неужели каждый продавец просто добавляет к изначальной стоимости столько, сколько вздумается?
Я не смогу раскрыть вам все тайны ценообразования в рамках одной статьи, иначе остальные масоны меня поругают, но об одной тёмной лошадке этого бизнеса мы всё-таки поговорим.
Если бы самолеты работали так же, как маршрутные такси, пассажиры приходили бы на борт и платили стюардессам деньги за проезд.
Авиакомпания рассчитывала бы себестоимость полётов исходя из зарплат сотрудников, затрат на покупку самолетов, амортизации, топлива, огромного количества налогов и сборов и прочих затрат, добавляла наценку и получала в результате, скажем, 5000 рублей.
Как известно, авиабилеты продаются несколько иначе: на сайтах перевозчиков и онлайн-сервисов или, для староверов, в авиакассах. Поэтому перевозчик закладывает некоторую сумму денег на оплату этих услуг: для нашего гипотетического примера предположим, что это 100 рублей.
Однако не будем забывать, что никто не мешает конкретному сервису или кассе увеличить эту сумму в свою пользу, если агентское вознаграждение их не устраивает.
Но на этом цепочка не заканчивается, потому что договориться со всеми онлайн-сервисами и авиакассирами довольно проблематично, а, продавая только на своём сайте, непросто охватить всех желающих долететь из точки А в точку Б.
И тут в дело вступают дистрибьюторы.
Об этом не самом очевидном участнике процесса я сегодня и хотел рассказать. А ещё о том, почему тревел-сервису бывает непросто продавать билеты по цене официального сайта, откуда в этой цепочке могут возникнуть неожиданные наценки и почему мы в Smartway были вынуждены заключить прямые договоры с некоторыми авиакомпаниями.
Пункт перепродажи
Итак, вы владеете авиакомпанией. Вы закупили самолеты, обучили пилотов, набрали стюардесс, составили расписание полётов (согласен, несколько упрощённая схема). Теперь надо продать билеты, причем крайне желательно ещё и добиться полной загрузки.
У вас два пути: самостоятельно наладить продажи и найти своих клиентов, либо обратиться за помощью к глобальным распределительным системам (Global Distribution Systems, GDS), которые предоставляют услуги по хранению информации о билетах, доставке этой информации авиакассирам и онлайн-сервисам по всему миру и синхронизации данных о доступных билетах и ценах.
Инструменты, с помощью которых эти билеты может выписать кассир или сервис, также представляют GDS, отчего иногда их называют глобальными системами бронирования.
Инструментарий GDS. Выглядит мило
Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения пользователя, ему бы, конечно, удобнее было найти билеты где-то в одном месте, а не спрашивать у всех перевозчиков по отдельности. Да и авиакомпаниям проще пользоваться уже готовыми механизмами хранения и синхронизации, которые десятилетиями оттачивали распределительные системы.
Таким образом, для старта продаж вам как авиакомпании проще всего воспользоваться услугами дистрибьюторов. Как мы уже выяснили, они хотят за это свою копеечку, которая в мире гражданской авиации совсем даже не копеечка, но выгода очевидна: это позволит достучаться до всех, кто заинтересован в покупке авиабилетов.
Однако все ваши продажи будут зависеть от GDS, и, как следствие, у неё будут мощные рычаги влияния в переговорах и установке условий.
Другая сторона вопроса
Онлайн-сервису или авиакассе, в свою очередь, необходимо найти оптимальный набор поставщиков услуг: это могут быть дистрибьюторы или сами авиакомпании.
Возникает резонный вопрос: к чему вообще такие сложности. Давайте разбираться.
Почему нельзя работать напрямую со всеми авиакомпаниями
Во-первых, далеко не все авиакомпании поддерживают прямое взаимодействие. Например, из топ-10 российских перевозчиков по прямому подключению работают только S7 и «Победа» (технически такую возможность поддерживает и «Аэрофлот», но пока что у компании нет открытой агентской программы).
Во-вторых, в мире несколько сотен коммерческих авиалиний, интеграция с каждой стоит немало ресурсов, а результат в абсолютном большинстве случаев не отличается от интеграции с парой-тройкой GDS.
Почему нельзя обойтись одним дистрибьютором
В принципе можно: популярные системы бронирования предоставляют доступ более чем к 95% билетов, но не всегда по оптимальной цене. Если попытаться объяснить просто, получится примерно так: если GDS приходится совершать лишние телодвижения, чтобы достать вам тот или иной билет, они возьмут дополнительную наценку.
На практике российскому сервису по продаже авиабилетов нужны как минимум две системы: отечественная «Сирена» и кто-то из крупных иностранцев, например Amadeus или Sabre. Такой набор можно считать оптимальным по соотношению затрат на разработку и отдаче в виде полноты ассортимента.
Зачем вообще искать оптимальную цену
Очевидно, для прибыльности бизнеса. Если на официальном сайте билет стоит 5000 рублей, а ваш онлайн-сервис не может поставить цену ниже 6000 рублей только из-за своей цепочки поставщиков, скорее всего, вы потеряете пользователя и не получите даже агентского вознаграждения.
Итак, авиакомпании решили, услугами каких GDS будут пользоваться для распространения билетов, онлайн-сервисы прошли необходимые аккредитации и заключили договоры с этими же системами бронирования. Казалось бы, у всех теперь будут одинаковые цены, но, как говорил персонаж старого анекдота, «есть нюанс».
Продам билеты лоукостеров. Дорого.
— Давайте мы тоже будем продавать ваши билеты.
— Хорошо.
— Это будет вам стоить €16 за каждый выписанный перелет.
— Ну, дорого. Мы не будем платить.
— Тогда мы будем брать эти деньги с покупателей.
— Ок.
— В смысле ок?
Из ранних переговоров GDS с лоукостерами
Первыми экономить на взаимоотношениях с дистрибьюторами придумали авиакомпании-лоукостеры (Low-Cost Carriers, LCC). Собственно, они придумали экономить на всём, поэтому они так называются и поэтому могут предложить перелёты за совсем смешные деньги.
Статей для сокращения расходов у них огромное количество. Есть очевидные: например, отказ от бизнес- и первого классов, отсутствие питания и багажа в базовом тарифе, минимальное расстояние между креслами в пользу большего количества мест.
Но есть и менее очевидные приёмы. К примеру, весь флот такой авиакомпании состоит из одинаковых самолётов, что позволяет экономить на обучении пилотов, техников и стюардесс. Кресла в этих самолетах не раскладываются, что позволяет экономить на их покупке и ремонте, а ещё в них может не быть карманов, что сокращает стоимость уборки.
К тому же, как правило, запрещены стыковочные рейсы — можно купить только два отдельных перелёта, а это значит, что в случае задержки первого рейса второй билет просто сгорит. Но даже если этого не случится, вам придётся самостоятельно забирать багаж и регистрировать его на второй полет, что позволяет компании немного сэкономить на услугах грузчиков в аэропорту.
Это только верхушка айсберга, и, как вы уже поняли, дистрибуцию лоукостеры тоже берут на себя. У них есть важный козырь — цена, поэтому пользователи придут за билетами и к ним на сайт. Однако GDS не против перепродать и эти билеты, поэтому нередко в переговорах приходят к тому, что будут это делать, но с наценкой для пользователя, так как бюджетный перевозчик не горит желанием оплачивать услуги по распространению.
В результате билет по изначальной цене перевозчика можно купить только у перевозчика и агентов, заключивших с ним договор о прямой продаже в обход глобальных систем бронирования. Все попытки приобретения через GDS (а следовательно, и через большинство онлайн-сервисов) неизбежно приведут к наценкам.
В Сибирь
Маленькие хитрости лоукостеров иногда перенимают и классические компании. Например, безбагажные тарифы или продажа мест Extra Space, где можно чуть больше вытянуть ноги, уже стали обычной практикой у большинства перевозчиков.
Так и авиакомпания «Сибирь», более известная как S7, тщательно всё подсчитав, частично решила взять дистрибуцию в свои руки. Начиная с октября 2018-го ни в одной GDS нельзя купить билеты по той же цене, что на официальном сайте S7.ru — лучшее, на что можно рассчитывать, это наценка примерно в 270 рублей за сегмент.
Сегмент — это взлёт и посадка, то есть при покупке перелёта туда-обратно с одной пересадкой доплата за услуги GDS уже переваливает за 1000 рублей.
Поэтому теперь в большинстве случаев покупать билеты непосредственно у S7 дешевле, и дело здесь не только в наценке онлайн-сервисов.
Помимо авиакомпании, такую же цену могут предложить агенты, интегрированные с S7 напрямую, без GDS и их наценок. В прошлом году примкнули к этой группе и мы.
Помимо уже упомянутой цены как на официальном сайте, прямое взаимодействие упростило и ускорило реализацию дополнительных функций — например, поддержку договоров корпоративной лояльности.
Программы корпоративной лояльности предполагают зачисление бонусных миль на счёт организации за полеты её сотрудников, а для очень крупных клиентов дополнительно предусмотрены скидки на билеты.
При этом бонусные мили по программам для физических лиц продолжают накапливаться, как и прежде.
Нам нужна «Победа»
Как мы уже говорили, лоукостеры много считают и хорошо знают, где сэкономить. В результате могут появиться неожиданные последствия: например, в популярных системах бронирования билеты «Победы» можно купить только в базовой комплектации, которая не включает в себя ничего, кроме права войти в самолет с одной маленькой сумкой и сесть туда, куда скажут.
При этом на официальном сайте есть опции с багажом и с возвратом:
Внимательный читатель уже заметил, что тариф один, а всё остальное — пакеты дополнительных услуг. Не будем гадать, почему компании выгоднее было сделать так, просто отметим, что в большинстве GDS и онлайн-сервисов из-за этого трюка можно купить только тариф «Стандарт» (и тот с наценкой 185 рублей за сегмент), а всё необходимое придётся оформлять дополнительно через авиакассира или сайт перевозчика.
Для путешественников это не является большой проблемой, но не забывайте, что, например, командированным надо отчитаться по расходам, и покупка билета по частям в разных местах этот процесс совсем не упрощает.
Практика показывает, что половина наших пользователей, летающих этой авиакомпанией, выбирает тарифы с багажом. Поэтому в июле 2018 года мы перешли на прямую интеграцию с «Победой» и получили возможность продавать все доступные варианты перелетов, тем самым избавив тревел-поддержку от необходимости добавлять багаж вручную, а пользователей — от необходимости об этом просить.
Что не так с официальными сайтами
Зачем вообще пользоваться услугами сторонних сайтов, если можно на сайтах агрегаторов найти подходящее предложение, а потом на сайте авиакомпании купить по лучшей цене? Не готов детально ответить за сервисы b2c, хотя их немалое количество отчетливо даёт понять, что и им есть, чем порадовать пользователя.
В b2b ценность более очевидная: безналичный расчёт, закрывающие документы, отсрочка платежей, возврат НДС, интеграция с 1С и прочие истории, неведомые счастливым туристам в отпуске.
Тем не менее даже понятное удобство для клиента — не повод расслабляться и переставать искать лучшие предложения.
Порой это непросто, но так даже интереснее.