Что убивает большинство стартапов
Вернуться к списку

Что убивает большинство стартапов

Продукт должен решать проблему, если этого нет — значит у вас не бизнес. И никакая подписная модель не спасет ситуацию. Об этом в блоге vas3k вышел иронический материал. Редакция MC Today публикует текст с разрешения автора.


 

Начнем с азов. Цель любой разработки — продукт. Цель продукта — решать проблему. Когда продукт начинает приносить деньги — это бизнес. Не начинает — остается гаражным проектом ради благотворительности, саморазвития и известности автора (последнее тоже можно конвертировать в купюры с президентами, позже).

 

Простая схема, не менявшаяся столетиями. Но время от времени в ней появляется кто-то, кто начинает втирать про «новую экономику», «невидимую руку» и «новые рынки». Таких людей называют экспертами, визионерами, но правильнее их называть пи****лами.

 

И тут у всех начинаются проблемы. Вместо решения проблем всем теперь нужен вирусный продукт. В палату врываются гроусхакеры (специалисты в вопросе стремительного роста — прим. ред.) и начинают креативить, маркетологи оптимизируют стартовую страницу сайта, дизайнеры повышают конверсию при помощи круглых уголочков, как у Apple, а продукт… эээ… да фиг с ним, потом разберемся!

 

Если бы я мог передать себе в прошлое послание, им было бы:

 

«Всегда думай, какую проблему решает продукт. Выдуманную или вообще никакую — беги. Без исключений».

 

Потому что все знакомые мне люди, которые с самого начала думали именно так, в итоге оказывались в наиболее выигрышном положении. Лучше росли в компаниях или быстрее выводили свои бизнесы на окупаемость.

 

Изобретателей же новых рынков так и размазывало кризисом среднего возраста, а на рельсах от них оставался десяток заваленных проектов и томик с любимыми цитатами Ричарда Бренсона.

 

Три типа продукта

 

Product Hunt — лучший юмористический сайт в интернете. Каждый раз захожу туда беспощадно посмеяться. Со временем начал разделять продукты на три категории.

 

  1. Решают выдуманную проблему. Самая опасная категория, потому что в ней есть полторы истории успеха и цитаты Джобса, что мы изобретаем собственные рынки. Все побежали изобретать соцсети для собак, домохозяек, путешественников, фотографов и так далее.
  2. Не решают никакую проблему. Иногда даже притянутая за уши проблема никак не решается. Так появляются тонны «уникальных» почтовых клиентов, трекеров выпитых стаканов воды, подборок сервисов для стартапера и другой шлак. Все вроде как миленькое, красивенькое, но по факту никому это не нужно. Последний яркий пример из этой серии — чат-боты. Быстро взлетели — быстро сдохли. Классика.
  3. Никто вообще не понимает, что они решают. Обожаю смотреть, как очередной умник заявляет про децентрализованный искусственный интеллект для борьбы с токсичными высказываниями в интернете при помощи дронов. Для меня это как поход на комедийное шоу. Единственная польза от таких визионеров — если всех их сжечь, можно сэкономить на отоплении.

 

За много лет работы в стартапе я застал все стадии отношения к ним. От вдохновленного «Круто! Наверное, пьете смузи, работаете на пляже и путешествуете!» до пренебрежительного «Хе-хе, всё еще меняете будущее? Вчера опять видел вашего, в дурку увезли».

 

Даже те, кто недавно сами работали в стартапах, теперь относятся к ним с нескрываемой иронией. И виноваты в этом «сами стартаперы», так громко противопоставлявшие себя настоящему бизнесу и так ярко облажавшиеся на этот счет.

 

Оказалось, что сидеть на инвестициях и потом резко придумать бизнес-модель и стать «единорогом» не выйдет. Вот это да! Оказалось, все единороги приносили какую-то реальную пользу. Ух ты! Кто бы мог подумать!

 

Когда у продукта есть ценность, вопрос монетизации тоже отпадает — продавай пользу и совершенствуйся, никаких «раундов» и «пре-сидов». Но нет же, все по-прежнему хотят новый Twitter и убийцу Facebook.

 

Сегодня у разработчика почти не осталось причин идти в стартап. Зарплаты в полтора раза меньше, чем в ближайшем бодишопе (аутсорс-компании — прим. ред.), а «атмосфера стартапа» даже самого ярого экстраверта достанет однообразием уже через полгода.

 

Опцион, говоришь? Ах-ах. Да новые истории, как бывшего партнёра при помощи очередной «схемы» прокатили с долей, звучали в кулуарах чуть ли не каждый месяц. Сразу понимаешь, почему офисы консультантов Deloitte такие богатые и большие, а ты такой нищий и глупый.

Автор: